|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Дорожная
карта» разработана в соответствии с Концепцией организации профориентационной
работы с обучающимися в образовательных организациях Калужской области и
Комплексом мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно
полезной деятельности обучающихся образовательных организаций Калужской области
на 2016-2020 годы.
Цель профориентационной
работы в образовательных учреждениях: подготовка обучающихся к обоснованному,
осознанному и самостоятельному выбору будущей сферы
деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
Задачи профориентационной
работы в образовательных учреждениях:
- создание
условий для осознания обучающимися своих возможностей, способностей при выборе
будущей профессии;
- формирование у обучающихся устойчивой профессиональной направленности и
психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений;
- развитие у обучающихся
профессионально важных компетенций;
-
формирование единого
информационного пространства по профориентации;
- обновление системы
психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- активизация работы с родителями,
как с активными участниками в определении жизненных и профессиональных планов своих
детей.
Профессиональная ориентация - длительный и сложный
процесс, осуществляющийся на всех этапах жизни человека, это система работы,
охватывающая всех участников
образовательного процесса на протяжении всех
образовательных периодов и всех направлений
деятельности в различных формах.
Организация профориентационной работы в «дорожной
карте» выстроена по возрастной вертикали от уровня дошкольного до уровня среднего общего образования.
«Дорожная карта» включает 14 основных
направлений профориентационной работы.
Организационно-управленческое
обеспечение мероприятий по профориентации школьников
В
целях создания и развития системы профориентации школьников в выборе
профессиональной деятельности и эффективной, успешной карьеры, с учетом муниципальных
и региональных особенностей рынка труда, рационального использования кадрового
потенциала в 2017 году созданы 2 городских ресурсных центра по профессиональной
ориентации школьников:
-
Центр профориентации и тестирования на базе МБОУ ДО ДЮЦКО «Галактика»;
-
Центр профориентации «В поисках своего пути» на базе МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие».
Кроме
того, в реализации мероприятий «дорожной карты» участвуют учреждения
дополнительного образования «Радуга», «Дом детского творчества», Центр «Стратегия».
В рамках межведомственного взаимодействия планируется
организация и проведение профориентационных экскурсий на
промышленные предприятия и в организации города и области, профессиональных
проб и практик, профильных лагерных смен различной направленности, трудовых
объединений, отрядов по благоустройству, экологических отрядов, конкурсных
мероприятий профориентационной направленности, участие в ярмарках вакансий
учебных и рабочих мест, днях открытых
дверей в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего
образования, дней профессий, мастер-классов по профессиональному самоопределению, в региональной и городской акциях
«Выпускник года», организации временного трудоустройства школьников в свободное
от учебы время, профориентационных
просветительско-образовательных проектов «Атлас новых профессий», «В поисках
своего пути», «Мини технопарк», «Нанотехнологии», «Семейные космические
путешествия», «Педагогические ступени» и многие другие, участие в волонтерском
профориентационном движении.
Методическая поддержка профориентационной работы будет осуществляться через
обеспечение школьных библиотек учебно-методическими материалами
профориентацинной направленности, методическое консультирование, информирование
школ сотрудниками ЦЗН о востребованных профессиях, создание банка
учебно-методических разработок по профессиональному самоопределению школьников,
анкетирование профессиональных планов и намерений выпускников 9-х, 11-х
классов, анкетирование родителей, информационное освещение профриентационных
мероприятий в СМИ, сети «Интернет», на официальных сайтах МОУ, УО, в
периодической печати, в программах ГТРК и НИКА ТВ.
Кадровое обеспечение профориентационной работы включает следующие
мероприятия:
- обучающие семинары по
вопросам профориентации для обучающихся
и педагогов;
- методические семинары для
администрации и педагогических работников по вопросам предпрофильной подготовки
и профильного обучения старшеклассников;
- обучающие семинары и
конференции по научно-техническому творчеству и учебно-исследовательской
деятельности с приглашением представителей вузов и сузов;
- организация информационных
площадок «Атлас новых профессий», «В поисках своего пути»;
- организация постоянно
действующего консультирования для педагогов, классных руководителей, школьных
психологов, педагогов-тьюторов по вопросамэффективного решения задач
профориентации обучающихся;
- методическое сопровождение
педагогов по вопросам формирования портфолио обучающихся в соответствии с ФГОС;
- дессиминация лучшего опыта
профориентационной работы педагогов Калуги.
Профориентация на уровне дошкольного общего и
начального общего образования.
В дошкольных образовательных учреждениях ранняя
профилизация (работа по трудовому воспитанию детей) направлена на формирование
трудовых умений и представлений о труде взрослых, воспитание интереса к
профессиям и результатам труда и будет реализована через проектную
деятельность «Наукоград», «Мини технопарк», «Технопарк для дошкольников», «Цветы
родному городу», объединения «Начально-техническое моделирование», «Декоративно-прикладное
творчество», «Робототехника», профориентационные игры и экскурсий во
взаимодействии с педагогами и родителями. На
уровне начального общего образования основы знаний о многообразии мира
профессий, формирование профессиональных интересов детей реализуются через
профориентационные проекты «Семейные космические путешествия», «Мастерславль», «Космическая
азбука», «Мини технопарк», «Наукоград», «Хочу стать», «Радуга профессий»,
профориентационные экскурсии, вовлечение обучающихся в различные виды
познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.
Обеспечение взаимосвязи учебных предметов с
профессиональной средой будет реализовано через организацию:
- проектной и исследовательской деятельности
школьников в рамках проведения научных конференций «Старт в науку», «Шаги в
науку», «Юность. Наука. Космос»;
- индивидуальных консультаций для обучающихся;
- консультаций для учителей-предметников по
применению на уроках технологий развивающего обучения;
- семинаров для зам.директоров по
научно-методической работе, руководителей ШНО, учителей и педагогов
дополнительного образования по учебно-исследовательской деятельности.
Для
осуществления новых подходов к преподаванию учебного предмета «Технология»
(технологическое образование) будет осуществляться методическое сопровождение
педагогов, реализующих программы по технологии для 5-8 классов в соответствии с
требованиями ФГОС, проведение мониторинга, проектно-исследовательских и
практико-ориентированных занятий по базовым разделам предмета «Технология»:
«Технология обработки древесины», «Культура дома», «Творческие проекты», «Художественная
обработка материалов», «Электротехника».
Организация
профильного обучения на уровне среднего общего образования
Профильное обучение на уровне
среднего общего образования ставит своей
целью помощь в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и овладение
набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно
меняющемся современном обществе. Научить учиться и мыслить, осознанно делать
выбор и неуклонно двигаться в выбранном направлении – задача профильной школы.
В рамках организации предпрофильной подготовки и профильного обучения организовано:
- сетевое взаимодействие МОУ с
сузами, вузами, УДО, предприятиями по преподаванию дисциплин на профильном
уровне;
- разработка и утверждение
программ элективных курсов, презентаций;
- диагностирование с целью определения
образовательного запроса и проектирования индивидуальных образовательных
программ;
- формирование
«профиль-пакета», образовательно-профессионального портфолио;
- проведение обучающих семинаров, встреч с
представителями предприятий и организаций;
- проведение летней школы для
одаренных детей.
В
рамках психолого-педагогического сопровождения проводится:
-
профессиональное просвещение и консультирование школьников;
-
формирование и пополнение банка методических материалов по профориентации в
помощь педагогам;
-
индивидуальные и групповые консультации для учащихся, родителей;
- семинары,
консультации для педагогов-психологов;
- работа
психолого-педагогической мастерской для вновь назначенных кл.руководителей.
Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации
обучающихся. Родители
принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей,
но не всегда знают и
объективно оценивают
их интересы и способности. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях
не совпадают. Цель данной работы - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному
росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.
Для родителей будут организованы групповые и индивидуальные консультации,
лекции, теоретические семинары и семинары-практикумы, родительские собрания,
педагогические чтения, встречи с
представителями предприятий и организаций города, анкетирование, выпуск
информационных бюллетеней.
Особую роль в
выборе школьниками профильных и профессиональных предпочтений играет дополнительное образование.
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного
образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний.
Занятия по программам дополнительного образования формируют у обучающихся потребность в профессиональном
самоопределении, дают возможность изучить, оценить и развить свои способности
для будущей профессии. Использование ресурсов дополнительного образования
позволит организовать проведение профессиональных проб учащихся, реализовать
дополнительные общеразвивающие программы, направленные на освоение прикладных
предметных областей, проводить мероприятия в сфере научно-технического
творчества.
Одной из форм интеграции общего,
дополнительного, профессионального и
высшего образования, организаций других ведомств, а также
государственно-частного партнерства
является сетевое взаимодействие.
Эффективная организация профориентационной работы в рамках сетевого
взаимодействия в образовательных учреждениях позволит создать условия для
реализации программ сетевого взаимодействия, осуществить сетевые
образовательные проекты «КалугаТЕХНО», «Технопарк», реализовать дополнительные
общеразвивающие и предпрофессиональные программы, организовать проведение
социально-профессиональных проб.
Взаимодействие
с реальным сектором экономики будет способствовать формированию у обучающихся
представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных
отраслях, актуальном «профессиональном окружении», созданию позитивного,
привлекательного образа промышленного предприятия или организации.
Формы сотрудничества производственной и образовательной
сфер различны: это профориентационные экскурсии на промышленные предприятия и организации города и области различной
направленности (обзорные, тематические, профессиографические), организация
профессиональных проб, производственных практик, мастер – классов, встреч с
передовиками и новаторами производства, рабочих мест для обучающихся во время
каникул, целевое обучение выпускников,
реализация трехсторонних соглашений между МОУ, работодателем и УО о
сотрудничестве.
Развитие
конкурсного движения в системе профориентационной работы.
В 2017 году запланировано участие
калужских школьников и педагогов в
следующих конкурсных мероприятиях:
- региональный конкурс методических
материалов среди специалистов по профориентации;
- региональный конкурс на лучшую
модель организации профориентационной работы;
- Всероссийский чемпионат
высокотехнологичных отраслей промышленности а Екатеринбурге (12-14 лет);
- соревнования JuniorSkills по
компетенциям: аэрокосмическая инженерия, мобильная робототехника, электроника,
прототипирование;
- региональный конкурс отрядов ЮИД «Перекресток»;
- региональный сбор кадетских
классов ГИБДД «Территория ответственности»;
- Всероссийская программа «Арт-Профи-Форум»;
- региональная конференция «Молодость
науке» памяти А.Л.Чижевского;
- городской конкурс
научно-исследовательских работ им. Д.И.Менделеева;
- городской конкурс редакций
школьных печатных газет «Прошу слова!»;
- городской бизнес-турнир «В мире
предпринимательства»;
- городской Открытый Технофестиваль.
Ожидаемые результаты реализации
"дорожной карты"
- Создание гибкой системы профилей на уровне среднего общего
образования.
- Повышение роли
дополнительного образования в профессиональном самоопределении
обучающихся.
- Реализация сетевого взаимодействия при организации
профориентационной работы с обучающимися.
- Обеспечение профессиональной переподготовки и повышения
квалификации педагогических работников по технологическому образованию.
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения
профориентационной работы на всех уровнях образования.
- Повышение качества технологического образования за счет
эффективного использования ресурсов
организаций дополнительного, профессионального и высшего образования,
дистанционного образования, предприятий и
организаций реального сектора экономики.
Файлы
Мероприятия («дорожная карта») по развитию системы профессиональной ориентации.pdf
Протокол заседания коллегии управления образования г.Калуги №1 от 27.04.2021.pdf