1.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся


  • Цели
  • Показатели
  • Методы сбора и обработки информации
  • Мониторинг показателей
  • Анализ результатов мониторинга
  • Адресные рекомендации по результатам анализа
  • Меры, мероприятия
  • Управленческие решения
  • Анализ эффективности принятых мер

 «Дорожная карта» организации профориентационной работы с обучающимися  в муниципальных образовательных  учреждениях города Калуги


«Дорожная карта» разработана в соответствии с Концепцией организации профориентационной работы с обучающимися в образовательных организациях Калужской области и Комплексом мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности обучающихся образовательных организаций Калужской области на 2016-2020 годы.

Цель профориентационной работы в образовательных учреждениях: подготовка обучающихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному  выбору будущей сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы в образовательных учреждениях:

- создание условий для осознания обучающимися своих возможностей, способностей при выборе будущей профессии;

- формирование у обучающихся устойчивой профессиональной направленности и психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений;

- развитие у обучающихся профессионально важных компетенций;

            - формирование единого  информационного  пространства  по профориентации;

- обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

            - активизация работы с родителями, как с активными участниками в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс, осуществляющийся на всех этапах жизни человека, это система работы, охватывающая всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности в различных формах.

Организация профориентационной работы в «дорожной карте» выстроена по возрастной вертикали от уровня дошкольного до уровня среднего общего образования.

«Дорожная карта» включает 14 основных направлений профориентационной работы.

Организационно-управленческое обеспечение мероприятий по профориентации школьников

В целях создания и развития системы профориентации школьников в выборе профессиональной деятельности и эффективной, успешной карьеры, с учетом муниципальных и региональных особенностей рынка труда, рационального использования кадрового потенциала в 2017 году созданы 2 городских ресурсных центра по профессиональной ориентации школьников:

- Центр профориентации и тестирования на базе МБОУ ДО ДЮЦКО «Галактика»;

- Центр профориентации «В поисках своего пути» на базе МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие».

Кроме того, в реализации мероприятий «дорожной карты» участвуют учреждения дополнительного образования «Радуга», «Дом детского творчества», Центр «Стратегия».

 В рамках межведомственного взаимодействия планируется организация и проведение профориентационных  экскурсий на  промышленные предприятия и в организации города и области, профессиональных проб и практик, профильных лагерных смен различной направленности, трудовых объединений, отрядов по благоустройству, экологических отрядов, конкурсных мероприятий профориентационной направленности, участие в ярмарках  вакансий учебных и рабочих  мест, днях открытых дверей в профессиональных образовательных организациях,  образовательных организациях высшего образования, дней профессий, мастер-классов по профессиональному  самоопределению, в региональной и городской акциях «Выпускник года», организации временного трудоустройства школьников в свободное от учебы время,  профориентационных просветительско-образовательных проектов «Атлас новых профессий», «В поисках своего пути», «Мини технопарк», «Нанотехнологии», «Семейные космические путешествия», «Педагогические ступени» и многие другие, участие в волонтерском профориентационном движении.

Методическая поддержка профориентационной работы будет осуществляться через обеспечение школьных библиотек учебно-методическими материалами профориентацинной направленности, методическое консультирование, информирование школ сотрудниками ЦЗН о востребованных профессиях, создание банка учебно-методических разработок по профессиональному самоопределению школьников, анкетирование профессиональных планов и намерений выпускников 9-х, 11-х классов, анкетирование родителей, информационное освещение профриентационных мероприятий в СМИ, сети «Интернет», на официальных сайтах МОУ, УО, в периодической печати, в программах ГТРК и НИКА ТВ.

Кадровое обеспечение профориентационной работы включает следующие мероприятия:

- обучающие семинары по вопросам профориентации  для обучающихся и педагогов;

- методические семинары для администрации и педагогических работников по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников;

- обучающие семинары и конференции по научно-техническому творчеству и учебно-исследовательской деятельности с приглашением представителей вузов и сузов;

- организация информационных площадок «Атлас новых профессий», «В поисках своего пути»;

- организация постоянно действующего консультирования для педагогов, классных руководителей, школьных психологов, педагогов-тьюторов по вопросамэффективного решения задач профориентации обучающихся;

- методическое сопровождение педагогов по вопросам формирования портфолио обучающихся в соответствии с ФГОС;

- дессиминация лучшего опыта профориентационной работы педагогов Калуги.

Профориентация на уровне дошкольного общего и начального общего образования.

В дошкольных образовательных учреждениях ранняя профилизация (работа по трудовому воспитанию детей) направлена на формирование трудовых умений и представлений о труде взрослых, воспитание  интереса к  профессиям и результатам труда и будет реализована через проектную деятельность «Наукоград», «Мини технопарк», «Технопарк для дошкольников», «Цветы родному городу», объединения «Начально-техническое моделирование», «Декоративно-прикладное творчество», «Робототехника», профориентационные игры и экскурсий во взаимодействии с педагогами и родителями. На уровне начального общего образования основы знаний о многообразии мира профессий, формирование профессиональных интересов детей реализуются через профориентационные проекты «Семейные космические путешествия», «Мастерславль», «Космическая азбука», «Мини технопарк», «Наукоград», «Хочу стать», «Радуга профессий», профориентационные экскурсии, вовлечение обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

 Обеспечение взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой будет реализовано через организацию:

-  проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках проведения научных конференций «Старт в науку», «Шаги в науку», «Юность. Наука. Космос»;

- индивидуальных консультаций для обучающихся;

- консультаций для учителей-предметников по применению на уроках технологий развивающего обучения;

- семинаров для зам.директоров по научно-методической работе, руководителей ШНО, учителей и педагогов дополнительного образования по учебно-исследовательской деятельности.  

            Для осуществления новых подходов к преподаванию учебного предмета «Технология» (технологическое  образование) будет осуществляться методическое сопровождение педагогов, реализующих программы по технологии для 5-8 классов в соответствии с требованиями ФГОС, проведение мониторинга, проектно-исследовательских и практико-ориентированных занятий по базовым разделам предмета «Технология»: «Технология обработки древесины», «Культура дома», «Творческие проекты», «Художественная обработка материалов», «Электротехника».

            Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования

Профильное обучение на уровне среднего общего образования  ставит своей целью помощь в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе. Научить учиться и мыслить, осознанно делать выбор и неуклонно двигаться в выбранном направлении –  задача профильной школы.

В рамках организации предпрофильной подготовки и профильного обучения организовано:

- сетевое взаимодействие МОУ с сузами, вузами, УДО, предприятиями по преподаванию дисциплин на профильном уровне;

- разработка и утверждение программ элективных курсов, презентаций;

- диагностирование с целью определения образовательного запроса и проектирования индивидуальных образовательных программ;

- формирование «профиль-пакета», образовательно-профессионального портфолио;

-  проведение обучающих семинаров, встреч с представителями предприятий и организаций;

- проведение летней школы для одаренных детей.

            В рамках психолого-педагогического  сопровождения проводится:

            - профессиональное просвещение и консультирование школьников;

            - формирование и пополнение банка методических материалов по профориентации в помощь педагогам;

            - индивидуальные и групповые консультации для учащихся, родителей;

            - семинары, консультации для педагогов-психологов;

            - работа психолого-педагогической мастерской для вновь назначенных кл.руководителей.

            Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей, но не всегда знают и объективно оценивают их интересы и способности. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Цель данной работы - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь. Для родителей будут организованы групповые и индивидуальные консультации, лекции, теоретические семинары и семинары-практикумы, родительские собрания, педагогические чтения,  встречи с представителями предприятий и организаций города, анкетирование, выпуск информационных бюллетеней.

Особую роль в выборе школьниками профильных и профессиональных предпочтений играет дополнительное образование. Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Занятия по программам дополнительного образования формируют у обучающихся  потребность в профессиональном самоопределении, дают возможность изучить, оценить и развить свои способности для будущей профессии. Использование ресурсов дополнительного образования позволит организовать проведение профессиональных проб учащихся, реализовать дополнительные общеразвивающие программы, направленные на освоение прикладных предметных областей, проводить мероприятия в сфере научно-технического творчества.  

Одной из форм интеграции общего, дополнительного,  профессионального и высшего образования, организаций других ведомств, а также государственно-частного партнерства  является сетевое взаимодействие. Эффективная организация профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях позволит создать условия для реализации программ сетевого взаимодействия, осуществить сетевые образовательные проекты «КалугаТЕХНО», «Технопарк», реализовать дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, организовать проведение социально-профессиональных проб.

Взаимодействие с реальным сектором экономики будет способствовать формированию у обучающихся представлений  о структуре  современного производства,  содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении», созданию позитивного, привлекательного образа промышленного предприятия или организации.

            Формы сотрудничества производственной и образовательной сфер различны: это профориентационные экскурсии на промышлен­ные предприятия  и организации города и области различной направленности (обзорные, тематические, профессиографические), организация профессиональных проб, производственных практик, мастер – классов, встреч с передовиками и новаторами производства, рабочих мест для обучающихся во время каникул,  целевое обучение выпускников, реализация трехсторонних соглашений между МОУ, работодателем и УО о сотрудничестве.

            Развитие конкурсного движения в системе профориентационной работы.

            В 2017 году запланировано участие калужских школьников и педагогов  в следующих конкурсных мероприятиях:

            - региональный конкурс методических материалов среди специалистов по профориентации;

            - региональный конкурс на лучшую модель организации профориентационной работы;

            - Всероссийский чемпионат высокотехнологичных отраслей промышленности а Екатеринбурге (12-14 лет);

            - соревнования JuniorSkills по компетенциям: аэрокосмическая инженерия, мобильная робототехника, электроника, прототипирование;

            -  региональный конкурс отрядов ЮИД «Перекресток»;

            - региональный сбор кадетских классов ГИБДД «Территория ответственности»;

            - Всероссийская программа «Арт-Профи-Форум»;

            - региональная конференция «Молодость науке» памяти А.Л.Чижевского;

            - городской конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И.Менделеева;

            - городской конкурс редакций школьных печатных газет «Прошу слова!»;

            - городской бизнес-турнир «В мире предпринимательства»;

            - городской Открытый Технофестиваль.

Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"

            - Создание гибкой системы профилей на уровне среднего общего образования.

            - Повышение роли  дополнительного образования в профессиональном самоопределении обучающихся.

            - Реализация сетевого взаимодействия при организации профориентационной работы с обучающимися.

            - Обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников по технологическому образованию.

            - Обеспечение психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы на всех уровнях образования.

            - Повышение качества технологического образования за счет эффективного использования ресурсов организаций дополнительного, профессионального и высшего образования, дистанционного образования, предприятий и  организаций реального сектора экономики.

Файлы

Показать еще Показать еще

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.